оценка бизнеса

Оценка предприятия: случаи проведения и преимущества для собственника

Оценка предприятия — это определение рыночной стоимости вашего бизнеса. Необходимость в проведении данной процедуры возникает в ряде правовых ситуаций и предоставляет владельцу предприятия особые преимущества. Оценка подразумевает под собой сложную процедуру, которая состоит из нескольких этапов и требует особых знаний от специалиста. 

Когда необходимо осуществлять оценку?

Оценка предприятия потребуется вам в следующих ситуациях:

  • Купля-продажа всего предприятия или его отдельных частей.
  • Купля-продажа активов бизнеса (акций) на рынке.
  • Купля-продажа частей уставного капитала.
  • Выкуп акций у простых акционеров акционером, который имеет доминирующий пакет акций (согласно порядку, который установлен Законом).
  • Осуществление права простых акционеров на выкуп их акций по собственному желанию (также согласно украинскому законодательству).
  • Выкуп или продажа ценных бумаг акционерным обществом.
  • Выход одного из участников из акционерного общества.
  • Введение бухгалтерского отчета, которое требует информации о справедливой стоимости предприятия.
  • Реорганизация бизнеса (слияние, поглощение, разделение или ликвидация).

Преимущества владельца компании от проведения оценки

Итак, как мы уже сказали, собственник предприятия имеет особые преимущества от осуществления оценки бизнеса, а именно:

  1. По результатам проведения экспертной работы владелец имеет информацию о реальной стоимости и объеме действующих активов.
  2. Оценка предприятия даст возможность владельцу ориентироваться в экономическом положении компании и строить бизнес-стратегии.
  3. Оценка определяет существующие проблемы, которые влияют на финансовое состояние предприятия, а также отображает возможные риски.
  4. Оценка подразумевает под собой мониторинг, который, в свою очередь, выступает в качестве некого показателя изменчивости на рынке. Таким образом, собственник будет иметь информацию о том, какое место его предприятие занимает на рынке.

Кроме того, отчет эксперта об оценке может быть использован во время судебных споров, финансовых операциях, получения кредита и тд.

Этапы проведения оценки

Оценка предприятия имеет свой порядок проведения, который складывается с определенных этапов. Давайте поговорим о них.

  1. Формирование и определение целей оценки (это важно, потому что данная информация будет вноситься в результаты и фиксироваться в документах).
  2. Анализ прошлой финансовой деятельности компании и прогнозирование будущих.
  3. Анализ всех активов (оборудование, недвижимость, вложения, нематериальные активы и тд.), установление их стоимости.
  4. Осуществляется сравнение между оцениваемой компанией и ее аналогичными объектами.
  5. Полученная информация проверяется, на основании чего эксперт составляет специальный документ (отчет), куда вносится реальная стоимость предприятия.

Сроки проведения оценки зависят от ряда факторов: форма собственности, количество анализируемых объектов (активов), необходимость в осуществлении дополнительных услуг и тд. В общем, процедура проходит от 1 до 60 дней.

Методы проведения оценки

Важным вопросом для эксперта является то, каким именно методом осуществлять оценку предприятия. Этот выбор зависит от вида бизнеса, его финансового положения и развития, а также от типа деятельности. На практике используют три основных метода, а именно:

  1. Имущественный — заключается в анализе всех активов и обязательств компании.
  2. Доходный — прогнозируются возможные будущие денежные потоки, которые может приносить данное предприятие.
  3. Сравнительный — тут главным принципом является спрос и предложения, то есть анализируются сделки с подобными объектами, на основании чего определяется стоимость предприятия.

Каждый из методов имеет свои особенности. Бывают случаи, когда специалисты комбинируют во время оценки несколько подходов. Это необходимо для получения полноценных и точных результатов.

ОСОБЕННОСТИ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

Метод, который позволяет сравнить затраты, нужные для покупки конкретной организации, с затратами, без которых не обойтись при открытии фирмы с нуля. Хорошо подходит для компаний, владеющих материальными активами. Но чаще применим к новым компаниям, которые пока не показывают стабильной прибыли.

Затратный подход подразумевает оценку бизнеса с помощью анализа цен на чистые активы. Задача специалиста – понять, какова стоимость входящих активов, находящихся на балансе предприятия, и сколько составляет совокупная стоимость обязательств. Затем из общей величины активов вычитают последнее значение.

В итоге оценщику удается определить текущую рыночную цену активов, которыми владеет организация. В нее также входит деловая репутация предприятия или бренда, другие НМА.

В качестве дополнительного метода эксперт может применить определение ликвидационной стоимости. В целом процедура во многом схожа с вышеописанной. Отличия состоят в следующем:

  • не учитывается цена на НМА;
  • стоимость материальных активов фирмы сильно занижена, если сравнивать ее с рыночными показателями аналогов.

Этот метод применим для компаний, которые объявлены банкротами. Ликвидационной стоимостью является итоговая величина, остающаяся после ликвидации активов и передачи накопившихся долгов кредиторам.

Плюс затратного варианта оценки бизнеса – простота и минимальные трудовые затраты. Его эффективность снижается, если необходимо проанализировать интеллектуальную стоимость предпринимательской деятельности.

ТОНКОСТИ ДОХОДНОГО МЕТОДА

Подразумевает экономическую оценку компании. Годится для работающих и прибыльных компаний. Цена меняется в зависимости от величины дохода, стоимость активов не имеет существенного значения.

Для инвесторов важно, чтобы фирма была успешной не только сейчас, но и в будущем. При этом важно оперировать реальной информацией, взятой из управленческого учета.

Оценщик определяет объем прибыли и дает прогноз на период, с течением которого организация будет давать этот доход. Ему не обойтись без двух методов оценки.

Метод дисконтированных денежных потоков позволяет проанализировать малую и среднюю предпринимательскую деятельность. Специалист указывает на временной отрезок, в течение которого покупателю будет интересен бизнес. Называется он периодом окупаемости.

Будущая выручка определяется с учетом инфляции, инвестиционных рисков, отдачи инвестиций по минимуму. После этого потоки сопоставляются с нынешней ценой.

Метод хорош для организаций, которые стремительно развиваются. Из недостатков отмечают неточность прогнозируемых доходов в будущем. Чтобы ошибка оказалась не критичной, применяется искусственно увеличенная ставка дисконтирования.

Альтернативой подходу дисконтированных денежных потоков является метод капитализации прибыли. Его используют, когда очевидно, что в прогнозируемый срок предприятие получит такую же выручку, как в предыдущие подотчетные периоды. Главное – чтобы компания не была капиталоемкой.

Рыночную стоимость бизнеса определяют путем деления чистого дохода за год на коэффициент капитализации.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА

Подход считается универсальным, ведь его можно применить к любому предприятию. Однако опираться необходимо на достоверные сведения о прошедших сделках реализации и покупки похожих организаций. Погрешность зависит от прозрачности, срока давности заключения сделок, состояния экономики, которая склонна постоянно меняться.

Откорректировать стоимость бизнеса можно, используя мультипликаторы. Благодаря им, реально определить зависимость между ценой на аналогичную форму и показателями ее финансово-хозяйственной деятельности. К ним относят валовую прибыль, доход, полученный после уплаты налогов, структуру капитала.

Сравнительная оценка может проводиться несколькими методами.

  1. Анализ рынка капитала – создан преимущественно для оценки АО. Расчет основан на сведениях о стоимости ценных бумаг похожих фирм, если такие фигурируют на бирже.
  2. Метод сделок – применим, когда на рынке уже были заключены сделки по реализации 51% акций аналогичного общества.
  3. Анализ отраслевых коэффициентов – используется, когда нужно определить стоимость предприятий, небольших по размеру, а также организаций, цена которых определяет доходность.

Указанные подходы относятся к стандартам анализа бизнес деятельности. Если оценку проводит профессионал, он использует несколько методик. Причем каждое вычисление в идеале должно приводить к идентичному результату. Это при условии, если созданы безупречные экономические условия.

Документы, которые необходимо предоставить

Перечень необходимой документации предоставляет эксперт после ознакомления с объемами работы и целями оценки. Это может зависеть от выбранного подхода и разработанного плана.

Что такое инвестиционная оценка предприятия? Когда она нужна?

В случае, когда владелец компании понимает, что предприятие требует новых эффективных вложений, необходимо провести детальную оценку финансового положения бизнеса (инвестиционную оценку). Кроме того, данное оценивание может потребоваться, когда предприятию необходимо повысить свою ликвидность.

Процедура инвестиционной оценки происходит таким образом:

  1. Эксперт обсуждает с заказчиком условия и требования оценки.
  2. Заключается соответствующий договор на предоставление услуг.
  3. Происходит подготовка необходимых документов.
  4. Эксперт выезжает на предприятие, проводит анализ объектов и собирает дополнительную информацию.
  5. Осуществление непосредственных расчетов и оценивания компании.
  6. Оформление экспертного отчета об инвестиционной оценки.
  7. Передача результатов заказчику.

Если же вам потребовалась оценка предприятия, в первую очередь, внимательно отнеситесь к выбору специалиста. Ведь данная процедура требует особых знаний и практического опыта. Компания Парето — это команда сертифицированных специалистов, которые знают, как решить любые вопросы, связанные с проведением оценки. Наш опыт работы и профессионализм подтверждаются многочисленными успешно выполненными проектами.

В чем различие между рыночной оценкой активов бизнеса и оценкой стоимости действующего бизнеса

Оценка рыночных активов бизнес-деятельности зависит от цены на каждый отдельно, но без учета синергетического фактора. Нет необходимости оценивать стоимость нематериальных составляющих – торговой марки, бренда, репутации организации, уровня квалификации подчиненных.

Оценка стоимости бизнеса, который уже действует, включает подсчет аудитором всех перечисленных активов. Также важно, во сколько обходится регистрация ноу-хау и разработок, изобретений. Специалисту следует предусмотреть и прибыль от реализации бизнеса в будущем, а также темпы роста и расширения деятельности.

Было полезно? Узнайте больше! Например о том, как происходит оценка оборудования сравнительным подходом

Рейтинг 4.5 на основе 1087  ответов

Добавить комментарий

похожие статьи


оценка вклада в ук
Оценка вклада в уставной капитал: цели, факторы, этапы
Оценка имущества вносимого в уставной капитал
Оценка имущества, вносимого в уставный капитал
Сделка M&A
Сделки M&A: виды, цели, риски и ситуация в Украине
Оценка бизнеса
Затратный подход в оценке бизнеса
оценка стоимости малого бизнеса
Оценка стоимости малого бизнеса и методы оценки