Парето - консалтинговая компания, оценка имущества
  • (044) 221-81-75
  • (067) 442-81-75
  • (050) 321-81-75
Оценка имущества

Государственная концепция развития оценочной деятельности. Что случится с процедурой оценивания имущества?

В январе 2016 года на собрание Всеукраинской Ассоциации Специалистов Оценки было вынесено на обсуждение Концепцию развития оценочной деятельности в Украине на 2016-2025 года. Ассоциация вместе с саморегулирующимися организациями, государственными регуляторами оценки и остальными заинтересованными лицами должны были действовать согласно плану, указанному в Концепции, и выполнять все поставленные задачи. 

Какие задачи были выполнены? 

Изменения коснулись Экзаменационной комиссии. Были внесены определенные поправки в положение о конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности. Другие пункты остались проигнорированными. К сожалению, с 2016 года оценочная деятельность в Украине не улучшилась, а Концепция, видимо, была принята зря.

Как по мне, все разработанные введения имеют место быть. На сегодняшний день Концепция очень актуальна. Кроме того, Фонд государственного имущества вместе с организациями оценщиков могли бы разработать Государственную концепцию развития оценочной деятельности. Этот документ стал бы основой для всех законодательных и нормативных документов, и, возможно, тогда бы ситуация в Украине стала намного лучше.

Какие есть проблемы в Законе Украины «Про оценку имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине»?

В первую очередь, изменения необходимо вносить в вышеупомянутый Закон. Нечеткость, отсутствие определенных санкций. Кроме того, формулировка терминов вообще не соответствует принципу юридической определенности. Давайте, разберем все детальнее.

Начну с названия Закона. Такие слова как «оценка имущества, имущественных прав» не раскрывает в достаточной мере понимание того, что регулирует документ. Другое дело, если бы нормативно-правовой акт имел название «Про профессиональную оценочную деятельность в Украине». Четко и ясно, и мы сразу понимаем, о чем идет речь.

В статье 7 «Случаи проведения оценки имущества» перечислены случаи, когда процедура оценивания имущества является обязательным условием. Но нигде не указано, а что же будет, если данная процедура не будет выполнена (хотя она обязательна согласно перечню). Объясню на реальных примерах. Довольно часто можно встретить ситуацию, когда во время страхования государственного или коммунального имущества оценка не проводится. И что тогда? Договор страхования является недействительным? А вот и нет. Как показывает практика, страхование крупных государственных  предприятий обходится без оценки (хотя для них это обязательное условие).

Также противоречие есть в статье 11 Закона. Там говорится о том, что «заказчиками оценки имущества могут быть лица, которым указанное имущество принадлежит на законных основаниях или в которых имущество находится на законных основаниях, а также те, которые заказывают оценку имущества по поручению указанных лиц». Возникает вопрос, а зачем вообще указывать этот перечень? Кроме того, в статье 10 пишется, что заказчиком также может быть и суд. Получается, что одна статья противоречит другой. Еще один интересный момент. А наследники не имеют право быть заказчиками (ведь согласно статье 11 они не могут быть)? Как им тогда вступить в наследство? Ответ – могут, потому что в статье 7 есть утверждение, что оценка проводится «за согласием сторон». И опять получается противоречие и недопонимание.

В статье 10 указано, что основанием для процедуры оценивания является договор или решение суда. Но опять же ничего не написано о том, а какая ответственность наступает, если оценка проводилась без необходимых документов. Что делать? Принимать такую оценку как недействительную? Ответа на этот вопрос в Законе, к сожалению, нет.

Какие изменения необходимо внести в Закон?

По итогу необходимо менять название Закона, прописать четкие требования и установить ответственность за их невыполнение. Кроме того есть еще несколько предложений, которые помогут улучшить состояние оценочной деятельности в Украине. Итак, это:

  1. Поменять название «Экзаменационная комиссия» на «Квалификационно-дисциплинарную комиссию». Так точнее и понятливее отображается смысл ее необходимости.
  2. Утвердить, что субъектами оценочной деятельности являются юридические и физические лица – субъекты хозяйствования, в которых работает оценщик.
  3. Изменить направления и сферу оценивания. А точнее – квалификационные свидетельства будут подтверждать профессиональную возможность оценщика по определенным направлениям. 
  4. Предусмотреть, что направления будут иметь вертикальную систему (то есть, чтобы получить свидетельство по 2 направлению, у тебя должно быть свидетельство по 1; чтобы получить по 3, необходимо иметь свидетельство по 2 и тд.).
  5. Также указать, что повышение квалификации по каждому из направлений должно происходить не реже чем 1 раз в 3 года.

Статья была полезной? Узнайте еще больше. Например о том, что такое рыночная стоимость и как её можно просчитать.

Рейтинг 4.5 на основе 2  ответов

Добавить комментарий

похожие статьи


Оценка недвижимости при продаже
Оценка недвижимости при продаже: какие особенности следует знать сегодня
недвижимость
Оценка недвижимости для ипотеки. Какие особенности следует знать?
wsi imageoptim 20180328 124611 d5bfee 1
Что стоит знать о дарении недвижимости в Украине
vplyv virusu na neruhomist
Covid-19 и рынок недвижимости в Украине